Информация о программах инновационной деятельности – кадеты в МБОУ УВК «Школьная академия имени Мальцева Александра Ивановича»
В 2020-2021 учебном году решением педагогического совета, по инициативе родительской общественности, приказом по школе был открыт первый кадетский класс.
Направленность кадетских классов – общевойсковая.
Сегодня кадетство обретает второе дыхание – благодаря, прежде всего, усилиям Президента страны, Министра обороны, федеральных и региональных органов власти, работников кадетских учебных заведений, ветеранских объединений. Этому в огромной степени способствует атмосфера возрождения в нашем обществе идеологии патриотизма как национальной идеи, сбережения и восстановления исторической памяти, отечественных ценностей и традиций. Это нашло отражение в документе, подписанном министром образования Республики Крым Гончаровой Н.Г. 30.08.2017 г.(№ 01-14/2920) «Методические рекомендации по созданию в муниципальных общеобразовательных организациях кадетских классов»
Программа воспитания кадетов рассчитана на 5 лет (5-9 классы) и предполагает педагогические усилия всех без исключения учителей школы. Она предполагает, прежде всего, акцент на воспитании патриотизма.
Целью организации кадетского класса является разностороннее (интеллектуальное, нравственное, культурное, физическое) развитие обучающихся, их социализация в обществе, воспитание ценностей Долга, Чести и Пользы в служении Отечеству на гражданском и военноприкладном поприще.
Организация деятельности кадетского класса опирается на взаимосвязь и внутренне единство процессов воспитания и собственно обучения.
Кадетское образование - это государственное начальное профильное образование, включающее компоненты военной и гражданской государственной службы, получаемое гражданами России в порядке развития общего среднего образования.
Кадетское воспитание - это система работы, сопровождающая процесс обучения в кадетском классе, основанная на исторических принципах кадетского воспитания и кадетской этике служения Отечеству. Система воспитания строится на исторических традициях многовековой давности: идеалы чести, благородства, товарищества, патриотизма, долга и другие нравственные основы.
В кадетском классе реализуются дополнительные образовательные программы военно-прикладной, художественной направленностей, общей физической подготовки.
Образовательный процесс в кадетском классе реализуется на основе учебного плана и годового календарного графика учебных занятий, утвержденных для кадетского класса, в соответствии с расписанием занятий.
Кадетский класс создан в целях интеллектуального, общекультурного, физического, духовно-нравственного и морально-волевого развития на базе реализации общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС, а также программ специализированных курсов в системе дополнительного образования.
Реализация программы подразделяется на два вида деятельности.
1) Урочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Здесь осмысление ценностей («на словах») происходит прирешении нравственно-оценочных заданий по предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей «на деле» обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия.
Учебный план кадетских и некадетских классов идентичны.
2) Внеурочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков, направлений и т.д. Этот вид деятельности осуществляется после уроков.
Важной составной частью организации жизнедеятельности кадет являются традиции, которые тесно связаны и с воинскими ритуалами, и с повседневной жизнью (учебной и бытовой). Традиции формируют коллективное сознание и придают коллективу индивидуальность. Такими традициями стали: посвящение в кадеты, парад в День Победы, военно-спортивные соревнования среди отделений КК, кадетский хор. В кадетском корпусе разработана и принята своя символика — знамя, эмблема, форма одежды. Участие кадет во всех торжественных митингах, церемониях возложения цветов, посвященных важным историческим датам нашей страны в качестве почетного караула; сотрудничество с Юнармией; военно-полевые сборы. Ребята тщательно готовятся к каждой акции, понимая, что только самые лучшие из них будут удостоены чести принять в ней участие. В преддверии 76-летия Победы ребята активно приняли участие в онлайн акциях и конкурсах, поздравлениях ветеранов. Никто не остался равнодушен: кадеты пели, читали стихи, рисовали, поддержали акции: «Георгиевская лента», «Бессмертный полк», «День Победы в моей семье», «Кадеты – ветеранам».
Системное изучение исторических, культурных и военных традиций российского народа, обучение основам воинской службы, подготовка физически здоровых и крепких подростков, формирование необходимых психологических установок на предстоящую службу, как военную, так и гражданскую, привитие интереса, стремления и, безусловно, положительного отношения к ней, призванные подготовить человека к достойному служению Отечеству, а также определиться в выборе профессии — вот те вопросы, которые наиболее полно решаются в рамках реализации предполагаемой программы.
В наше время, когда происходят современные социально-экономические преобразования в стране и реформирование Российской армии, возрождаются духовно-нравственные ценности, стране требуются патриоты, готовые служить Родине самоотверженно и честно.
Кадетское движение активно развивается и тому есть объективные причины. Во первых, обществу потребовались здоровые, талантливые, образованные, патриотически настроенные личности. Во вторых, в этом увидели возможность в какой-то мере решить острейшие проблемы, захлестнувшие общество, побороть растущую беспризорность, подростковую преступность и наркоманию. В-третьих, многие родители стремятся не только дать своему ребенку качественное образование, но и привить самостоятельность, ответственность, эстетическую культуру, и общие моральные устои.
Зарождение кадетсва.
Слово «кадет» французского происхождения и по своему общему смыслу переводится как «младший», а более точный его смысл, вложенный самими французами, – это «маленький будущий возглавитель». В традиционно русском понимании слово «кадет» трактуется намного шире – это не чин, и не звание, а состояние русской души, воспитанной и взращенной на лучших традициях славной, героической истории нашего Отечества. Когда понятия чести, справедливости, благородства, верности долгу и ответственности за порученное дело понимались всегда однозначно.
Знаменитые путешественники, первооткрыватели новых земель, их именами названы острова и моря, великие полководцы, фельдмаршалы и адмиралы, прославившие русское оружие, писатели и поэты, композиторы и художники, выдающиеся учёные, государственные деятели. Сотни великих имён, тысячи биографий, очень разных, но с одним началом, одним истоком – кадет.
Позаимствованная у Франции в начале XVIII века форма обучения и воспитания, принятая в кадетских корпусах, дала России адмирала Павла Нахимова, генерал фельдмаршала Михаила Кутузова и Петра Александровича Румянцева, флотоводцев Беллинсгаузен и Ушакова, героя Великой Отечественной войны Дмитрия Карбышева, композиторов Александра Скрябина и Н.А. Римского-Корсакова, писателей Н.М.Карамзина, Н.С. Лескова, В. Даля, президента Российской академии художеств Алексея Оленина и многих других выдающихся государственных деятелей, ярких представителей науки и культуры.
Без выпускников кадетских корпусов из нашей истории исчезли бы самые яркие страницы. России действительно сегодня нужны люди, готовые служить ей самоотверженно и честно. Так было и 3 века назад, когда молодому русскому царю понадобились единомышленники и соратники для проведения грандиозных реформ.
В 1701 году император Пётр I подписал указ об организации в Москве Школы математических и навигациях наук. Пётр понимал, что новая Россия нуждается в образованных людях.
Во время правления императрицы Анны Иоанновны в 1731 году ею был подписан указ о создании Шляхетского (дворянского) кадетского корпуса.
История кадетских корпусов в России трагически оборвалась в октябре 1917 года. Для новой власти даже само слово кадет было ненавистно, как один из символов свергнутого имперского мира. Кадеты были самыми юными участниками гражданской войны. Они оказались и самыми твёрдыми в своих убеждениях, были готовы принять смерть, но не могли, не хотели отказаться от того чему их учили.
Для победителей кадеты были, классовыми врагами и поэтому кадетскому воспитанию не было места в новой стране. От этого наследия старого мира, от этого уникального двухвекового педагогического опыта, большевики отказались бесповоротно. Кадетские корпуса, как система, как идея должны были бесследно исчезнуть.
Но оказавшись на чужбине, иммигранты сумели создать для своих детей новые кадетские корпуса. В Югославии, во Франции за корпусными стенами дышала русская культура, укоренялись русские обычаи, пульсировала настоящая русская жизнь. Великая сила традиции, помогла нескольким поколениям иммигрантов сохранить в своём сердце Родину.
В годы Великой Отечественной войны похожие учебные заведения были созданы в Советском Союзе. В Указе, подписанном Сталиным, подчёркивается по типу старых кадетских корпусов. Суворовские и Нахимовские военные училища заменили семьи многим тысячам военных сирот. Воспитали блестящих военачальников, выдающихся учёных, инженеров, художников, музыкантов, писателей, космонавтов. Время всё расставляет по местам. В конце ХХ века во многих городах России, создаются кадетские корпуса, кадетские школы, кадетские классы. Открывается новая страница в истории кадетского воспитания и образования.
Чем же кадетство привлекает детей и подростков?
Но чем же кадетство привлекает детей и подростков? Конечно не только красивой формой, в которой они находятся ежедневно в школе. Но и своими делами и поступками. Кадетские классы кроме обязательного изучения общеобразовательных дисциплин, имеют блок дополнительного образования, включающий разделы по следующим направлениям: физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, военно -патриотическое, культурологическое
К отличиям кадетских классов от других классов общеобразовательной школы можно отнести, в первую очередь, атрибуты, свойственные кадетским классам. Это форма, знамя, эмблема, наличие документального кодекса чести, определенный порядок приветствия в начале урока, обращения к учителю, поведения на уроке в целом. К атрибутам можно отнести и клятвенное обещание, которое каждый кадет произносит при поступлении в кадетский класс.
Каждый день в кадетском классе назначается дневальный, который дает команды кадетам в начале и конце урока, сообщает об отсутствующих и причинах их отсутствия. Кадеты изучают этикет, с большим удовольствием посещают хореографию и хоровое пение, занятия строевой подготовки . Ребята стремятся стать кадетами, потому что в кадетских классах создана атмосфера дружбы, взаимопонимания и выручки. А обращение к ним «товарищи кадеты» импонирует учащимся, возвышает их в глазах своих сверстников. Они стараются оправдать своё новое положение в школе, в семье и в обществе.
Воспитательная работа в кадетских классах ОУ
Прием в кадетский класс осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) учащихся. В кадетские классы в нашей школе принимаются мальчики и девочки с 5-ого класса.
Цель деятельности кадетских классов в нашей школе: воспитание гражданина-патриота Родины, владеющего
а) интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культурой России и мира,
б) культурой межнациональных отношений,
- способного и готового к самоорганизации и самовоспитанию,
-умеющего адаптироваться в любой жизненной ситуации,
Наши кадеты в течение учебного года учувствуют большом количестве военно патриотических мероприятий.
Одной из особенностей организации учебного процесса является взаимодействие взрослых и детей. Взаимодействие педагогов (учителя-предметники, наставник, классный руководители, психолог) и кадетов происходит гораздо чаще и в более разнообразных формах (военно-патриотические мероприятия, мероприятия города), чем в обычных классах, так как кадеты проводят в школе и послеурочное время, в рамках которого осуществляют самоподготовку (выполняют домашние задания, готовятся к воспитательным мероприятиям, заняты разнообразной внеурочной деятельностью). Такая организации учебного процесса, во-первых, способствует повышению успеваемости, развитию творческих способностей, расширению кругозора, профессиональной ориентации учащихся и, во-вторых, позволяет эффективнее отслеживать нарушения в поведении, успеваемость, помогать в трудных жизненных ситуациях учащихся.
Достижению цели способствует и ношение кадетами формы, выполнение ритуалов, свойственных военным структурам, строевая подготовка, еженедельное построение, приветствие учителя.
В процессе воспитания кадетов применяются специфические формы поощрения (благодарность личная; благодарность перед строем (классом); похвальный отзыв в письме к родителям; награждение похвальной грамотой.
Анализ воспитательной работы в кадетских и обычных классах показал, что:
кадеты активнее участвуют в городских, мероприятиях военно-спортивной и военно-исторической направленности: спортивных соревнованиях, военизированных играх, смотрах и торжественных праздничных мероприятиях .
для кадетских классов характерен более насыщенный график учебно-воспитательных мероприятий, включающий классные часы на различную военно-патриотическую тематику.
Наблюдения показывают, что в кадетских классах наши кадеты усваивают определенные нормы поведения, свойственные воинской дисциплине, становятся более дисциплинированными, исполнительными и ответственными. Этих детей отличает умение мыслить четко, логично, конкретно, а также умение быстро реагировать на ту или иную ситуацию.
Итак, в отличие от обычных классов общеобразовательных школ, кадетские классы обладают следующими особенностями образовательного процесса: доминирование в организации воспитательного процесса военно-патриотического воспитания; введение кадетской формы для учащихся; свыделение специального времени на самоподготовку в школе во внеурочное время и в связи с этим удлиненный учебный день; усиленное внимание к военно-спортивной подготовке.
Хорошо ли быть кадетом
Ещё в указе императрицы Анны Иоанновны о создании первого в России кадетского корпуса было записано: «...кроме воинского, в государстве не меньше нужно политическое и гражданское обучение, того ради надо иметь у кадетов учителей чужестранных языков, истории, географии, юриспруденции, танцевания, музыки и прочих полезных наук...»
Главным преимуществом кадетского образования является воспитание настоящего мужчины в духе патриотизма, что позволяет защитить ребят от «уличного» воспитания.
К положительным сторонам относится режим дня в кадетских классах, двухразовое питание, дополнительное образование и спортивно-массовые мероприятия.
Мы выяснили, что в кадетских классах существуют следующее преимущество: реализация дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку, ношение особой формы одежды (повседневной, парадной, полевой); материальная база кадетских образовательных учреждений: наличие специализированных учебных кабинетов (основ безопасности жизнедеятельности, предпрофессиональной военной подготовки), школьного тира, школьного музея; воспитательная работа с кадетами командиров - воспитателей.
Однако изучая данный вопрос, выявились и недостатки: достаточно распространенной является ситуация, когда родители отдают детей в кадетский класс, так как не могут справиться с их воспитанием самостоятельно. Причины тому могут быть разные: трудновоспитуемость ребенка, плохое материальное положение семьи, сложная жизненная ситуация и др. В таких классах есть дети из неполных семей, опекаемых, многодетных семей. Поэтому в кадетских классах особенно актуальна помощь социального педагога и психолога.
Одной из проблем является обустройство территории школы для тренировочных занятий кадет на улице. Для обучения учащихся способам преодоления разнообразных препятствий, метанию гранат, развитие у них выносливости, быстроты, силы, ловкости, а также воспитание смелости, решительности, находчивости, уверенности в своих силах нужна полоса препятствий во дворе школы.
Анкетирование учащихся кадетских классов
Для решения поставленных в работе задач, было проведено анкетирование в 3 кадетских классах нашей школы.
На первый вопрос «Что для вас означает слово кадет?», учащееся кадетских классов ответили: «Гражданин, патриот и защитник Отечества». «Умный, образованный, дисциплинированный ученик». «Кадет это человек в военной форме».
На второй вопрос: «Что в вашем понимание означает слово Родина», были следующие ответы: «Родина – это дом, страна, Россия»
На третий вопрос: «Чем обличаются учащиеся кадетских классов от учеников общеобразовательных классов?» Ребята ответили: «У кадетов в расписании есть дополнительные предметы: хор, ритмика, строевая, рукопашный бой». «Кадет отличается формой». «Кадеты утром ходят на построение». «Кадеты отличаются умением ходить строевым шагом». «Кадет отличается дисциплиной». «Кадеты отличаются физической подготовкой». Четвёртый вопрос «Почему вы выбрали кадетский класс?». «Так как здесь хорошая подготовка к армии» «Потому что мне интересно, кто такие кадеты?». «Выбрала так как у кадет очень красивая форма». «Я и мама хотели, чтобы я был более дисциплинированным» «Выбирали мои родители» . «Я сам захотел». «Хотел научиться быть самостоятельным дисциплинированным». «Хочу быть военным». «Не знаю»
Вывод: ребята выбирают кадетские классы не только для получения общего образования, но и так как здесь они получают физическое и нравственное развитие, адаптируются к жизни в обществе. Получают основы к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
Заключение
Развитие Кадетского образования и Кадетского движения – одна из тех стратегических задач, от решения которых зависит будущее нашей страны.
Цель и задачи исследования мною выполнены. Мне удалось изучить историю возникновения кадетского движения. Узнать чем кадеты привлекают детей и подростков?
Выяснить отличие кадетских классов от обычных классов. Проанализировать кадетское движение в моей школе.
Воспитательная система ОУ способствует формированию личности современного кадета.